Работа с одарёнными детьми.
Ч.Б.Салахова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей№149» г.Казани
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К сожалению, не каждый человек может развивать свои способности сам.
Работа с одаренными детьми – это постоянный и сложный процесс. Он требует от педагогов и воспитателей новых знаний, гибкости, личностного роста и тесного сотрудничества с родителями. Надо понимать, что индивидуальность ребенка формируется под влиянием трех основных факторов:
1. Наследственность и физиологические особенности.
2. Факторы окружающей среды, формирующие индивидуальность.
3. Особенности характера.
Одаренные дети способны заниматься несколькими делами сразу – например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями. Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
Если говорить про обучение интеллектуально-одаренных детей, то ведущими в учебной деятельности должны являться методы творческого характера:
-проблемные задачи;
-поисковые задачи;
-эвристические задания;
-исследования;
-проекты.
Практические приёмы с одарёнными детьми, которые я использую в своей работе, это:
Приём «Три уровня домашнего задания». Ребёнок получает одновременно задание двух(трёх)уровней. Первый уровень-задание на обязательный минимум. Второй уровень-тренировочное задание, которые могут выполнить ученики, которые стремятся хорошо знать предмет и осваивают программу без трудностей. Третий уровень-творческое задание. Дети выполняют его по желанию.В качестве поощрения получают хорошую оценку и похвалу.
Приём «Особое задание». Здесь одарённые дети получают от педагога особо сложное задание. Его необходимо выполнять в тетради .Чаще это тренировочные творческие и задания повышенной сложности.
Также ввела в свою работу проводить мини-олимпиады в конце четверти по предмету. Это позволяет планомерно готовить учащихся к олимпиадам. Хорошие результаты показывает такая работа, как проведение зачётов после изучения раздела. Принимают эти зачёты победители и призёры олимпиад, во время ответов они исправляют ошибки, направляют учащихся, помогают готовиться к пересдаче зачёта. На уроках русского языка часто дети выполненяют логически поисковые задания.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.