Статьи

Народная игрушка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к культурным ценностям нашей страны. Автор: Ельцына Елена Викторовна

Статья Е.В.Ельцыной Народная игрушка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к культурным ценностям России. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа…» К. Д. Ушинский[6, с.253] Аннотация. В статье обоснована значимость приобщения детей дошкольного возраста к культурным ценностям нашей страны. Утверждается, что народные игрушки являются для маленьких детей первыми жизненными и культурными ориентирами , отражающие национальные и культурные традиции своего народа. Подчеркивается, что именно с младшего дошкольного возраста с помощью народной игрушки дети знакомятся с историей и культурой нашей страны. Ключевые слова: народная игрушка, культурные ценности, игра, традиции, воспитание, ребенок. Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных особенностей. Очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, научить уважительно относиться к своим древним корням, памяти предков. Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей. Раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую нравственную культуру. Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка. Простая и мудрая-актуальна и для современных детей: «знаменитые дымковские, филимоновские, каргопольские, калининские радуют глаз и согревают душу не одному поколению. Изображения животных, птиц, женские образы обобщены, стилизованы, декорированы. Мотивы сюжетных сцен мастера берут из жизни» [3,с.284]. Функция народной игрушки в воспитании современного ребенка: пробудить интерес к традициям своего народа. Народная игрушка способствует пониманию позитивности народной культуры, определенных общечеловеческих ценностей (моральных, нравственных: семья, традиции семьи, забота, любовь), культурных ценностей( произведения культуры и искусства; народные ремесла и промыслы; фольклор и др.). Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, бодрые ритмы, позитивные идеи. Они в материализованной художественной форме воплощают духовные ценности – коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброту, открытость и душевность. В свою очередь народные игрушки воплощают образы, близкие жизненному опыту детей, благодаря простоте и выразительности формы, лаконичной яркости. Очень важно, чтобы игрушки, которые являются для маленьких детей первыми жизненными и культурными ориентирами, отражали национальные и культурные традиции своего народа. Характер игрушек и материалы, из которых они были изготовлены определялся местными природными условиями, поэтому игрушки можно было разделить на несколько видов: -глиняная игрушка(свистульки, погремушки, фигурки людей и животных и др.); -деревянная игрушка(погремушки, свистульки, трещетки, фигурки людей и животных, матрешки и др.); -берестяная игрушка(погремушки, мячи, дудки и др.); -тряпичная игрушка(куклы, мячи, обереги и др.) Зн Знакомя детей с имеющимися куклами-барышнями по мотивам промыслов рурусской народной игрушки, обнаруживается закономерность чередования: кркрасок, форм, деталей, соответственно сезонным изменениям в природе. Например, коколориту осени больше всего соответствует каргопольская игрушка; к зиме близки – гжель, абашевская, тульская игрушки; весна сияет красками и многочисленными налепами филимоновской игрушек, а лето «веселая дымка». Знакомить малыша с народной игрушкой можно с самого раннего детства, играя с ней, ребенок познает мир красоты, добра, развивает свое воображение и фантазию. Разучивание песен, потешек, стихов о родном крае играет большую роль в развитии речи детей. Интегрированные занятия способствуют всестороннему развитию ребенка. В младшей группе дети учатся рисовать мазки, точки, волнистые и прямые линии, округлые формы. Сначала они рассматривают пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных, с помощью печаток, пальчиков, палочек, паралоновых тычков. Дети знакомятся с ритмом, цветом, композицией. Каждый год знания ребенка накапливаются и расширяются. И уже в старшей группе дети сами создают выразительные образы в процессе лепки, аппликации, рисовании; дают названия, характерные особенности и детали, знают историю народных игрушек. Радуются созданному ими красивому изображению. Через народную игрушку ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Народные игрушки помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, птиц и животных, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек это часть природы, и именно это является основой гармоничного развития ребенка. Несомненно, важное достоинство игрушки – ее связь с культурными традициями своего народа. Каждый народ создает своеобразный стиль изготовления и использования игрушек для своих детей. Даже красивые сувенирные игрушки (матрешки, лошадки, деревянные медведи и пр., остаются прежде всего, предметами детской игры. Они отражают упрощенный, юмористически или патетически преломленный стилизованный образ своего народа. Это их главная функция и прямое назначение. Русская народная игрушка является очень важной частью традиционной народной культуры. А сама по себе традиционная культура – это единый живой организм, внутри которого все взаимосвязи исторически обоснованны, отточены временем и множеством сменяющих друг друга поколений людей. Воспитание детей, подрастающего поколения, продолжателей рода – самая важная задача любого народа. Это задача заложена генетически в его традиционную культуру, все средства которой и направлены на решение этой задачи. Народная игрушка является неотъемлемым источником культурного развития, средством обучения и воспитания, формирование креативных и творческих возможностей ребенка. Список литературы: 1. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество: метод. пособие для воспитателей. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с. 2. ДеньшинА.И. Русская народная игрушка.-М.: Просвещение, 1993.-109с. 3. Кашекова И.Э. Образ народной и современной игрушки в формировании картины мира у детей.//Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал-2018.-№3. 4. Смирнова Е. Игрушки: как оценить их качество//Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – с. 68-73. 5. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Скрипторий 2003, 2009. – 128 с. 6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: Сост.С.Ф. Егоров.-М.: Педагогика, 1990.
Made on
Tilda