Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Предложение
Тип урока: осмысления новых знаний и способов действия с ними
Цель урока: развитие понятия о предложении
Задачи урока:
Учитель
- пополнить знания учащихся о предложении
- формировать навыки определения грамматической основы
- развивать навыки работы с тектом
- развивать умения рассуждать и делать выводы
- мотивировать к познавательной деятельности
- воспитывать любовь к родине
Ученик
-знать, какая синтаксическая единица называется предложением
-уметь выделять грамматическую основу
-распознавать односоставные и двусоставные предложения
-уметь работать с текстом: осознанно читать, определять тему и главную мысль
-научиться составлять односоставные и двусоставные предложения
- учиться рассуждать и делать выводы
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Ход урока.
1.Организационный момент
Учитель
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Дети, садитесь, открываем тетради, записываем число, класссная работа. (Тема урока пока не записывается и не оговаривается)
Сегодня на уроке мы будем собирать бусинки. Каждый правильный ответ (по руке) бусинка в вашу копилку, как на Учи.ру В конце урока посчитаем и поставим оценки
Ученик
Работают в тетради
2. Актуализация знаний
На доске написаны слова и с.с.
Осень ...
Падают ...
Осторожно ...
Каждый лист — это … ...
Вот земля, на которой живу
ранний
ступайте в траву
мордочка
листья
лисья
? Что вы видите на доске
? А есть смысл в том, что написано на доске?
З: Заполните пропуски в тексте словами и с.с. из правого столбика, чтобы появился смысл
У нас получились строчки из стихотворения писателя-песенника Булата Окуджавы.
Какой вывод мы можем сделать из проделанной работы.
А из чего состоит текст?
Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
- незаконченный текст, слова и с.с.
- Нет
- Работают в тетради, записывают
- Чтобы появился смысл, надо составить текст.
- Из предложений
- Предложение
Записывают в тетрадь
3. Целеполагание
Какие задачи сегодня на уроке мы должны решить?
1. Узнать, что такое предложение, его признаки и его роль
2. Определить, чем предложение отличается от с.с.
3. Научиться строить предложения
4. Мотивация
Прием «Корзина»
Представим, что мы с вам грибники и идем за грибами.
З; Давайте соберем только те грибы, которые нам смогут рассказать о предложении
Проверка: заполняет ответы учащихся на доске
1. 1 мин работают самостоятельно
2. 1 мин работают в парах
3. Называют признаки предложения
5.Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения
Сравним наши ответы с материалами учебника
? А чем отличается предложение от с.с.
? Почему нам пришлось изменить одно слово, чтобы получился грамотно построенное предложение?
Как называется такая связь?
Возвращаемся к определению. Предложение – это …
Читают материал пар. 28 (самостоятельно)
Дополняют «Корзинку»
Формулируют определение
В предложениии есть лексическое значение, в с.с. нет
В с.с. 2 слова(главное и зависимое), связанные по смыслу и грамматически
Было дано сущ. ж.р, а прил – м.р. необходимо, чтобы род прил и сущ совпадал.
Выделяют графически
Грамматическая
Предложение – это слова, связанные по смыслу и грамматически
6. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.
Физкульт. минутка
Работа с текстом. Прием «Дерево предсказаний»
Осень Левитана
? Кто такой Левитан?
Справка: Исаак Ильич Левитан (1860-1900) — русский художник-пейзажист еврейского происхождения. Он родился в Ковенской губернии литовского города Кибарты.
Самые известные картины: «Золотая осень». С ее появления в жизнь вошла и поговорка: «Как будто с картин Левитана…». «Осенний день. Сокольники», «Берёзовая роща» и др.
? Как вы думаете, о чем будет текст с таким названием?
Чтение с остановками:
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины напи саны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.
1 остановка
? Что значит мягкие и трогательные стихи, книги и картины
? А каких вы знаете поэтов, которые писали стихи об осени?
Читаем дальше
Левитан, как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.
2 остановка
З: Предположите, о чем дальше будет рассказывать автор.
Читаем дальше
Осень. Она снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди. Но в этих пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами. Рано темнеет. Дни становятся короче.
? Какие чувства испытывает автор?
? В чем заключается главная мысль этого текста?
Участвует вместе с детьми
Синтаксическая и пунктуационная работа с текстом.
З: Записать (под диктовку) предложения, подчеркнуть грамматическую основу.
Осень. Она снимала густые цвета, смывала дождями зелень.
? Почему в этом предложении надо поставить запятые?
Рано темнеет.
? Какой вывод можно сделать из проделанной работы?
Такие предложения называются односоставными и двусоставными
- Художник
- слушают учителя, знакомятся с картинами Левитана
- Об осени
Читают (1 ученик вслух)
- Наисанные с любовью
- А.С. Пушкин
- О красоте осени
- Радость, наслаждение, любовь
Формулируют и записывают в тетрадь
Рассказать о красоте осени и передать свою любовь к этому времени года и своей родине.
1 ученик проводит, остальные – выполняют
Работают у доски и в тетради.
- Однородные сказуемые
Подчеркивают, составляют схему
- В предложении может быть 1 главный член и 2.
7. Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними
Переходим к последней задаче сегодняшнего урока – составление предложений.
1 гр. – составляет двусоставные предложения об осени - 1 предложение
2 гр – односоставное с подлежащим (2)
3 гр. – односоставное со сказуемым (2)
Проверка
Работают в тетрадях
Зачитывают предложения, называя главные члены
8. Рефлексия
3Ч – что изучал?
-что узнал?
-чему научился?
Делают вывод, отвечая на вопросы 3Ч
9. Домашнее задание
На выбор:
1. Выполнить у. 141
2. Написать мини-сочинение «Осень в моем городе»
Записывают в дневник
10. Подведение итогов: выставление оценок с комментариями учителя
Посчитайте количество бусинок, полученных на уроке.
+ составление текста стихотворения
+ постановка задач урока
+ чтение текста
+ работа с предложениями у доски
+ составление предложений
1у.
2 у.
3 у.
+ 3Ч
Благодарю всех за урок.