ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УВР
Евлоева Залина Микаиловна
Заместитель директора по УВР
ГБОУ «СОШ № 17 с.п. Верхние Ачалуки»
Аннотация: В современном образовании существует противоречие между объективно растущими требованиями к индивидуальному педагогическому стилю деятельности как показателю развития творческой индивидуальности, профессиональности, компетентности учителя и недостаточной разработанностью научно-теоретических основ индивидуального стиля деятельности, отсутствием сравнительного анализа индивидуального педагогического стиля деятельности в различных культурах и системах образования. Это определило актуальность и тему данной работы.
Ключевые слова: индивидуальный педагогический стиль, методическая работа, учитель, заместитель директора по УВР.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной теме позволил нам под индивидуальным стилем педагогической деятельности понимать относительно устойчивую, но вместе с тем динамически развивающуюся своеобразную систему способов и тактик педагогической деятельности, вырабатываемую в соответствии с ценностно-смысловыми установками и убеждениями учителя, обусловливаемую его личностными качествами и складывающуюся при активном позитивном и личностном отношении к деятельности.
С учетом различных подходов к типологии индивидуального стиля педагогической деятельности в качестве основных типообразующих характеристик стиля были определены организационный и коммуникативный аспекты управленческой деятельности (ориентация учителя на деятельность или межличностные отношения), их различное соотношение.
В настоящее время большинство специалистов склоняется к мнению, что личностный подход – это «не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но, прежде всего, изучение путей становления целостной личности профессионала» (С.Г. Никифоров).
Значительным тормозом в решении проблем профессионального становления личности был традиционный подход, связанный с диагностикой профессиональной пригодности как некоего набора константных функций и психологических качеств, основанный на тезисе о внутреннем единстве и стабильности личности.
Методическая работа занимает особое место в системе управления образовательным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности.
Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого учителя. Однако, такие факторы как бессистемность методических мероприятий, отсутствие обоснованного планирования, ограниченность и традиционность используемых форм, снижают уровень педагогического мастерства педагогов, не дают им возможность проявить себя.
При определении стратегии взаимодействия с учителем важно выяснить цели, побудившие его прийти работать в школу, познакомиться с программой жизни и деятельности на ближайшие годы, мыслями его о перспективах профессионального роста, с кругом его интересов, затруднений и т.д. Все это позволит более качественно реализовать основную задачу управления - выявить, сформировать и развить индивидуальный стиль деятельности педагога.
Именно аттестация является тем фактором, который позволяет выявлять и развивать индивидуальные особенности в педагогической деятельности учителя, которые в дальнейшем обеспечивают индивидуальность стиля его мастерства.
Для того, чтобы создать обстановку доброжелательности и взаимоподдержки в коллективе, администрация школы через педагогические советы, теоретические семинары, индивидуальные и групповые консультации знакомит членов педагогического коллектива со всей документацией, касающейся аттестации. Особо обращаем внимание на квалификационные характеристики учителей разных категорий и разрядов, учим требовательно подходить к анализу профессиональной деятельности коллег и своей, умению объективно оценивать свой труд и труд коллег, что способствует самооценке личной деятельности учителя, помогает ему формировать свой стиль работы.
Большую помощь оказываем учителям, обучая их самодиагностике, самоанализу своей деятельности. Через это проходит каждый учитель, а это помогает учителю продвигаться как профессионалу, помогает сравнить свою деятельность с коллегами, определить свою профессиональную группу в коллективе.
Все это содействует самоутверждению учителя в коллективе, его специализации по избранному профилю учебно-воспитательной деятельности, помогает в осмыслении, обобщении своего опыта на основе синтеза, теории и практики, а, следовательно, у учителя создается свой педагогический почерк. Кроме того, повышается ответственность педагога за своевременное и качественное выполнение рекомендаций аттестационной комиссии. Существующие проблемы связаны, в основном, с постоянно меняющимся Положением об аттестации, недостаточным финансированием, отсутствием независимых аттестационных комиссий, действующих на постоянной основе.
Качественным показателем аттестации можно считать наличие высоких квалификационных категорий - высшей и первой (Таблица 1).
Таблица 1 – Квалификационные категории в период с 2019 по 2023 гг.
2019-2020
2020-2021
2021-2022
2022-2023
высшая
14 (25 %)
14 (26 %)
17 (33 %)
18 (33%)
первая
25 (45 %)
23 (43 %)
26 (51 %)
28 (52%)
Результаты анкетирования учителей школы показали, что процедура аттестации создала новый стимул к труду у 71 % педагогов, 83 % отмечают возросший интерес к повышению своей квалификации, более 90 % отметили повышение уровня методической работы в школе.
Формированию индивидуального педагогического стиля способствуют:
- индивидуализация управления;
- системное и углубленно-вдумчивое отношение к каждому члену педагогического коллектива со стороны руководителя;
- умение знать и видеть достоинства, интересы;
- умение перейти от монологической формы взаимодействия к диалогу, к коллективному поиску решений, к созданию условий и защиты прав каждого участника образовательного процесса на выбор, включение учителя в наиболее привлекательную для него деятельность.
В ходе работы выявлены факты, свидетельствующие об интенсивном развитии личности учителя в процессе его профессиональной и индивидуальной жизнедеятельности, причем формирование индивидуальности происходит в процессе методического становления педагога. Причем, обнаружено как общее направление развития личности, обусловленное общими требованиями педагогической деятельности и положением дел в отрасли, так и специфические изменения, связанные с включением учителя в различные методические мероприятия: методические семинары, открытые уроки, аттестация на квалификационную категорию, работа над темой самообразования, обобщение педагогического опыта, курсовая подготовка, научно-практическая конференция и т.д.
На основе анализа психолого-педагогических исследований понятие «индивидуальный стиль педагогической деятельности» рассматривается нами как сплав элементов профессионально типичного и индивидуально неповторимого, проявляющегося в деятельности учителя. Специфика индивидуального стиля педагогической деятельности обусловливается как индивидуально-личностными особенностями специалиста, так и контекстом осуществляемой профессиональной деятельности. При этом индивидуальные стилевые различия присущи всем компонентам педагогической деятельности: коммуникативному, организаторскому и др. Интегративное же проявление индивидуального стиля учителя заключается в неповторимом, самобытном способе осуществления педагогической деятельности в целом.
Формирование основных механизмов саморазвития педагогов, таких как педагогическое познание, общение, адаптация, деятельность, релаксация, рефлексия невозможно без развития основных педагогических способностей. А, именно:
§ способности к педагогическому познанию через понимание учителем ученика, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность по отношению к ним;
§ способности к организации педагогического общения через педагогическую требовательность, педагогический такт и способность создавать детский коллектив;
§ способности к адаптации в новых, быстро меняющихся условиях;
§ способности, характеризующие деятельность учителя через содержательность, яркость, об разность и убедительность;
§ креативности, проявляющейся через творчество, педагогическую импровизацию, нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение;
§ релаксацию и рефлексию своих способностей, осознанием себя в педагогической деятельности и оценкой ее эффективности.
Список использованных источников
1. Кириченко А. В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях. М., 2003.
2. Петрова Е.А. , Шкурко Н.М. Имидж учителя в современной России. - М.:РИЦ АИМ, 2006.- 101с.
3. Слепко Ю.Н. Экспертная оценка эффективности деятельности учителя на разных этапах профессионализации // Эффективность образования: история и современность: Материалы 60-й международной научной конференции «Чтения Ушинского»: В 2-х ч. Ч. 2. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. с.112-116.
4. Педагогический менеджмент : учебно-методическое пособие / сост. О. А. Михалькова. - Москва : ФЛИНТА, 2021. - 53 с. - ISBN 978-5-9765-4772-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1852352 (дата обращения: 30.11.2023).
Евлоева Залина Микаиловна
Заместитель директора по УВР
ГБОУ «СОШ № 17 с.п. Верхние Ачалуки»
Аннотация: В современном образовании существует противоречие между объективно растущими требованиями к индивидуальному педагогическому стилю деятельности как показателю развития творческой индивидуальности, профессиональности, компетентности учителя и недостаточной разработанностью научно-теоретических основ индивидуального стиля деятельности, отсутствием сравнительного анализа индивидуального педагогического стиля деятельности в различных культурах и системах образования. Это определило актуальность и тему данной работы.
Ключевые слова: индивидуальный педагогический стиль, методическая работа, учитель, заместитель директора по УВР.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной теме позволил нам под индивидуальным стилем педагогической деятельности понимать относительно устойчивую, но вместе с тем динамически развивающуюся своеобразную систему способов и тактик педагогической деятельности, вырабатываемую в соответствии с ценностно-смысловыми установками и убеждениями учителя, обусловливаемую его личностными качествами и складывающуюся при активном позитивном и личностном отношении к деятельности.
С учетом различных подходов к типологии индивидуального стиля педагогической деятельности в качестве основных типообразующих характеристик стиля были определены организационный и коммуникативный аспекты управленческой деятельности (ориентация учителя на деятельность или межличностные отношения), их различное соотношение.
В настоящее время большинство специалистов склоняется к мнению, что личностный подход – это «не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но, прежде всего, изучение путей становления целостной личности профессионала» (С.Г. Никифоров).
Значительным тормозом в решении проблем профессионального становления личности был традиционный подход, связанный с диагностикой профессиональной пригодности как некоего набора константных функций и психологических качеств, основанный на тезисе о внутреннем единстве и стабильности личности.
Методическая работа занимает особое место в системе управления образовательным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности.
Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого учителя. Однако, такие факторы как бессистемность методических мероприятий, отсутствие обоснованного планирования, ограниченность и традиционность используемых форм, снижают уровень педагогического мастерства педагогов, не дают им возможность проявить себя.
При определении стратегии взаимодействия с учителем важно выяснить цели, побудившие его прийти работать в школу, познакомиться с программой жизни и деятельности на ближайшие годы, мыслями его о перспективах профессионального роста, с кругом его интересов, затруднений и т.д. Все это позволит более качественно реализовать основную задачу управления - выявить, сформировать и развить индивидуальный стиль деятельности педагога.
Именно аттестация является тем фактором, который позволяет выявлять и развивать индивидуальные особенности в педагогической деятельности учителя, которые в дальнейшем обеспечивают индивидуальность стиля его мастерства.
Для того, чтобы создать обстановку доброжелательности и взаимоподдержки в коллективе, администрация школы через педагогические советы, теоретические семинары, индивидуальные и групповые консультации знакомит членов педагогического коллектива со всей документацией, касающейся аттестации. Особо обращаем внимание на квалификационные характеристики учителей разных категорий и разрядов, учим требовательно подходить к анализу профессиональной деятельности коллег и своей, умению объективно оценивать свой труд и труд коллег, что способствует самооценке личной деятельности учителя, помогает ему формировать свой стиль работы.
Большую помощь оказываем учителям, обучая их самодиагностике, самоанализу своей деятельности. Через это проходит каждый учитель, а это помогает учителю продвигаться как профессионалу, помогает сравнить свою деятельность с коллегами, определить свою профессиональную группу в коллективе.
Все это содействует самоутверждению учителя в коллективе, его специализации по избранному профилю учебно-воспитательной деятельности, помогает в осмыслении, обобщении своего опыта на основе синтеза, теории и практики, а, следовательно, у учителя создается свой педагогический почерк. Кроме того, повышается ответственность педагога за своевременное и качественное выполнение рекомендаций аттестационной комиссии. Существующие проблемы связаны, в основном, с постоянно меняющимся Положением об аттестации, недостаточным финансированием, отсутствием независимых аттестационных комиссий, действующих на постоянной основе.
Качественным показателем аттестации можно считать наличие высоких квалификационных категорий - высшей и первой (Таблица 1).
Таблица 1 – Квалификационные категории в период с 2019 по 2023 гг.
2019-2020
2020-2021
2021-2022
2022-2023
высшая
14 (25 %)
14 (26 %)
17 (33 %)
18 (33%)
первая
25 (45 %)
23 (43 %)
26 (51 %)
28 (52%)
Результаты анкетирования учителей школы показали, что процедура аттестации создала новый стимул к труду у 71 % педагогов, 83 % отмечают возросший интерес к повышению своей квалификации, более 90 % отметили повышение уровня методической работы в школе.
Формированию индивидуального педагогического стиля способствуют:
- индивидуализация управления;
- системное и углубленно-вдумчивое отношение к каждому члену педагогического коллектива со стороны руководителя;
- умение знать и видеть достоинства, интересы;
- умение перейти от монологической формы взаимодействия к диалогу, к коллективному поиску решений, к созданию условий и защиты прав каждого участника образовательного процесса на выбор, включение учителя в наиболее привлекательную для него деятельность.
В ходе работы выявлены факты, свидетельствующие об интенсивном развитии личности учителя в процессе его профессиональной и индивидуальной жизнедеятельности, причем формирование индивидуальности происходит в процессе методического становления педагога. Причем, обнаружено как общее направление развития личности, обусловленное общими требованиями педагогической деятельности и положением дел в отрасли, так и специфические изменения, связанные с включением учителя в различные методические мероприятия: методические семинары, открытые уроки, аттестация на квалификационную категорию, работа над темой самообразования, обобщение педагогического опыта, курсовая подготовка, научно-практическая конференция и т.д.
На основе анализа психолого-педагогических исследований понятие «индивидуальный стиль педагогической деятельности» рассматривается нами как сплав элементов профессионально типичного и индивидуально неповторимого, проявляющегося в деятельности учителя. Специфика индивидуального стиля педагогической деятельности обусловливается как индивидуально-личностными особенностями специалиста, так и контекстом осуществляемой профессиональной деятельности. При этом индивидуальные стилевые различия присущи всем компонентам педагогической деятельности: коммуникативному, организаторскому и др. Интегративное же проявление индивидуального стиля учителя заключается в неповторимом, самобытном способе осуществления педагогической деятельности в целом.
Формирование основных механизмов саморазвития педагогов, таких как педагогическое познание, общение, адаптация, деятельность, релаксация, рефлексия невозможно без развития основных педагогических способностей. А, именно:
§ способности к педагогическому познанию через понимание учителем ученика, интерес к детям, творчество в работе, наблюдательность по отношению к ним;
§ способности к организации педагогического общения через педагогическую требовательность, педагогический такт и способность создавать детский коллектив;
§ способности к адаптации в новых, быстро меняющихся условиях;
§ способности, характеризующие деятельность учителя через содержательность, яркость, об разность и убедительность;
§ креативности, проявляющейся через творчество, педагогическую импровизацию, нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение;
§ релаксацию и рефлексию своих способностей, осознанием себя в педагогической деятельности и оценкой ее эффективности.
Список использованных источников
1. Кириченко А. В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях. М., 2003.
2. Петрова Е.А. , Шкурко Н.М. Имидж учителя в современной России. - М.:РИЦ АИМ, 2006.- 101с.
3. Слепко Ю.Н. Экспертная оценка эффективности деятельности учителя на разных этапах профессионализации // Эффективность образования: история и современность: Материалы 60-й международной научной конференции «Чтения Ушинского»: В 2-х ч. Ч. 2. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. с.112-116.
4. Педагогический менеджмент : учебно-методическое пособие / сост. О. А. Михалькова. - Москва : ФЛИНТА, 2021. - 53 с. - ISBN 978-5-9765-4772-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1852352 (дата обращения: 30.11.2023).